Сейчас кажется, что давно это было, но пару лет назад учился я в 10 классе. И сегодня, роясь в ящиках в поисках блокнота, я обнаружил свою тетрадь по литературе за этот самый десятый класс. Посмеялся (вообще я все тетради школьные свои выбросил, бесполезная макулатура), а потом наткнулся на любопытную вещь.
Помнится, когда мы закончили с классом читать «Отцов и Детей», нам задали, как обычно, на дом задание ответить на вопросы. Вопросы эти только отличались от обычных - написаны были так, будто их автор обращается непосредственно к Базарову. И то ли роман мне так понравился, то ли форма построения вопросов спровоцировала во мне писателя, но я сделал это письменное задание. Наспех, как сейчас помню, сидя в кровати, на вдохновении - представил это как «Интервью с Базаровым», и собирался, повеселившись, написать и забыть (как тогда было со всем моим творчеством), а по окончанию года и вовсе выкинуть. Но учительница заставила меня прочесть это одноклассникам вслух (ядреный социопат, замкнутый в себе, я был весь красный и задавленный от одной мысли о таком, но все же пришлось). И... понимаю, почему не выбросил эту тетрадку. Когда я зачитал это «интервью», случился единственный случай, когда меня признали как автора - без сговора, одновременно, когда я закончил читать, мне зааплодировал весь класс.
Сейчас, перечитав, я вижу, насколько по-детски это написано, вижу повторы, неудачные знаки препинания и лишнюю экспрессию... но все-таки, мне тогда аплодировали. Минута славы, черт). Сегодняшний я очень отличаюсь от меня тогдашнего, но и тогда, и сейчас мне свойственны долгосрочные загоны на тему «как я бездарен, ничего не хочу, убейте меня», а потому этот текст имеет значение как единственный, повторюсь, случай признания. И вообще, я вам его покажу.
Вопросы после цифры - это задания учебника. Остальное - мое.
Интервью с Базаровым1. Всегда ли Вы искренни?
- Думаю... думаю, да. По крайней мере, я искренен по отношению к себе, а остальное меня не волнует. Конечно, я не говорю, что я неискренний человек, но ведь мне меня судить, а не никому другому, потому в первую очередь искренним я должен быть сам с собой.
Базаров молчит некоторое время, сосредоточенно глядя в одну точку.
- Именно что должен.
2. Из-за чего Вы стали нигилистом?
- Будто я именно нигилистом пытался стать... я нигилист, потому что отрицаю устаревшее, отжившее свой век бессмыслие, которое своими ветхими порядками только замедляет, а не отрицаю, потому что нигилист! Скажем, я не стремился стать нигилистом - вернее будет, что я сначала стал им, а потом уже это понял. А Аркадий наоборот - смотрит на меня и думает «он нигилист, дай-ка и я опробую».
3. Как формировался Ваш характер?
- Самостоятельно!
- ?
- Мой характер мною и формировался. Какой вышел.
4. Почему Вы так относитесь к женщинам?
- Так - это как? И к тому же...что вы ожидаете услышать? Почему я не влюбляюсь без памяти в каждую встречную-поперечную? Так мне давно уже не шестнадцать лет, я не мальчик... к тому же, любовь - для мальчиков-романтиков, а я не верю в нее в одном со мной предложении! Я не любил никогда - сдалось это мне...
Тут он задумался.
5. Легко ли прожить при постоянном конфликте сердца с разумом?
- А вы как думаете? Конечно, нелегко. Это гнетет, давит, заполоняет мысли... это бесконечный спор, в голове - Содом и Гоморра, разбегаются мысли, не знаешь, что делать дальше... бес словно попутал. Работа не идет любимая! Это ужасно, когда умом абсурдность понимаешь, а сердце глупости велит.
6. Как себя чувствуешь, когда понимаешь, что твои убеждения сломлены?
- Оплевано.
Он с минуту угрюмо сверлит стену бессмысленным, озлобленным взглядом.
- Словно даже и самого сломали... но с другой стороны, иногда даже...
Базаров явно не хотел признаваться в чем-то, даже сделал паузу.
- ... они могут быть неверны, и тогда... тогда хорошо, что так.
Видимо, он сообразил, что сказал, и пошел на попятную.
- Да и кто сказал, что мне что-то сломали?!
7. Почему Вы не хотите изменить себя?
- Себя-то зачем?! Во мне менять ничего не надо, вы других меняйте, коли вам охота... да и зачем? Кому от этого лучше? Право, это я менять должен, а не меня.
8. Счастливы ли Вы со своими убеждениями?
- Да даже если бы они не изменили мою личность, был бы я счастлив? Это убеждения ли отталкивали от меня Одинцову? Нет, я ее отталкивал.
Взгляд еще более озлобился, он яростно закончил:
- А с убеждениями своими я вполне счастлив!
9. Почему Вы не вынесли тяжелого жизненного удара - отказа Одинцовой?
Базаров долго и упорно молчит, не желая начинать. Затем он, через силу, выговаривает пару слов немного севшим от злости холодным голосом:
- А я не выдержал? Разве?
Более он ничего не произнес, и уже не сверлил злым взглядом стен, а лишь прикрыл уставшие глаза.
10. Остались ли Вы верны Вашим принципам?
- Я остался, думаю, но далеко не всем. Некоторым пришлось изменить - холодные взгляды даже для меня самого, наверное...
11. Как может нигилист помочь народу?
А если никто не будет отрицать эту тормозящую старость? Никто не разовьется... а нигилист отрицает, значит, уже есть над чем задуматься.Ну что, ребят, ООС персонажа? xDDD
Давно это было. И глупо). И Базаров в этой версии какой-то рискообразный в плане самолюбия...
В любом случае... казните меня, таким я был ребенком хд