Я купил эту книгу по одной простой причине, хотя сейчас я бы назвал это помутнением рассудка. Среди отзывов на обложке значилось призывное «Блестящий дебютный роман с главным героем, которого не слишком мучают угрызения совести, когда он перерезает кому-нибудь горло». «Неужели настоящий маньяк главгероем, без соплей и стенаний?» - наивно подумал я, а затем мной овладели бесы, и очнулся я уже в метро, пытаясь это читать и мучаясь подозрениями, что не получу я никакого маньяка - максимум старого хорохорящегося всего-из-себя-крутого гг, этакого прожженного циника, с киношным запасом фраз, отдающих затхлым душком плесени. И таблеток от моли.
На деле, герой в книге не делает ничего ужасного. Ничего. Но герои (картонность которых как бы говорит нам «мы здесь, чтобы лишний раз напомнить тебе, читающий это дурак, что гг - не хрен с горы, а бэдэсс чувак») то и дело припоминают, что, дескать, обожэмой, это ты, знаменитый поп-король преступного мира, убивший тех, тех и тех.
Уже страшно? Книга выглядит вот так:
Обходите стороной.
Достаточно одного взгляда, чтобы уловить четкую параллель стиля атмосферы романа Полански с другими известными и культовыми произведениями - но параллель эта плоха, она не позволяет назвать автора гордым продолжателем духа Глена Кука или Джима Батчера. Это как если школьник попробует написать «Горе от Ума-2». Выглядит именно так.
Как можно наблюдать по обложке, книга будто бы написана в жанре фэнтези, да? А ВОТ НЕТ. Если в мрачном мирке есть магия и дворяне с мечами, это еще не фэнтези - это АУшка с колдунствами. Не больше.
Больше об атмосфере - книга сочится этаким нуаром, мрачным детективным духом, при том, что настоящей интриги и автору создать так и не удалось. Читая, я не мог отделаться от мысли, что сперва Полански вообще хотел написать просто детектив, но то ли не захотел с историей реального мира согласовывать, то ли еще что, и в итоге создал свой мирок с блэкджеком и шлюхами, непроработанный и вообще крайне клишированный.
Ах да, клише! Я не могу выразить все свое мнение о них в этом отзыве, пришлось бы постить сюда всю книгу, ведь достаточно открыть ее на любом месте, и можно будет впитать такое их количество, какое не наберешь, даже пересматривая чистый список заезженных детективных приемов; достаточно даже просто оценить сюжет.
Во всем таком нуарном городе начинают убивать детей. Главный герой, раньше бывший Агентом Короны, а ныне попеременно то опустившийся наркоман, то великий и крутой наркоделец и вообще король преступного мира (да, он и торгует, и употребляет), ВНЕЗАПНО решает, что не может жить, не найдя и не наказав убийцу. Весь сюжет он мечется туда-сюда, напрягая свои ниоткуда берущиеся связи, сверкая дырами в прописке своей биографии (админэ Ниночка не одобрил бы) и блеща своей непроходимой тупизной по части дедукции и даже просто логического мышления, и в итоге приходит к ШОКИРУЮЩЕМУ выводу, развязке, которая перестала быть оригинальной еще во времена динозавров после десятков случаев применения в куда более любопытных проектах. Дело даже не в том, что убийца палится: Полански написал эти намеки так, что они выглядят скорее его неграмотностью и неумением держать мысль, нежели авторской ниточкой, ведущей в нормальных детективах читателей к верному ответу. Тем не менее, убийцу угадываешь с первого момента появления в сюжете этого персонажа - просто потому что это самый очевидный «вот это поворот» (с) из всех возможных. Не догадаться, не сложить все детали вместе, мог бы только редкостный имбецил, что, вообще-то, приводит нас к умной довольно мысли: не принимайте наркотики, чтобы не, складывая один и один, получить, например, одиннадцать. Или квадратный корень числа π.
Вишенкой на этом торте из потуг на творчество красуется полнейшее отсутствие обоснованной, логичной мотивации действий героя, промывающего нам мозги каждую страницу, какой он бессердечный брутал.
Отдельно стоит отметить второстепенных героев. Кто все эти люди, зачем они нужны? Все они подпадают под клише «Придурок в Шляпе» - когда персонаж отличается только одной особой деталью, будь это предмет или действия. Каждый из них обладает своим, крайне ограниченным набором функций - его друг Адольфус - великан, который содержит таверну, жена Адольфуса Аделина готовит обед, мальчик Воробей бегает и дуется, у бывшего напарника Криспина голубая кровь... у героев даже есть потрясающая черта, всех их объединяющая! Они все нужны, чтобы гг было на ком поупражняться в остроумии. Или занять лишние страницы сотней упоминаний кофе и яичницы.
Кстати, в книге довольно мало женских персонажей, а те, что есть, почти не говорят. Советы от Дэниела Полански: не знаешь, как отыграть персонажа противоположного пола? Пусть не разговаривает вообще!
И ох да, диалоги, диалоги... как я уже говорил, каждый здесь блистает заученными репликами, такими неестественными и пафосными, что это заставляет актерскую игру в сериалах по НТВ выглядеть фонтаном таланта. А уж когда сам главный герой открывает рот... не буду приводить в пример все, иначе, опять же, придется впихивать всю книгу, но вот мое любимое:
- Значит, ни у кого из нас нет надежды?
- Ни у одного.
- Вы бессердечный человек.
- Я живу в бессердечном, холодном мире. Я просто приспособился к его температуре.
Нет, я не могу сказать, что все так плохо! Иногда гг шутит, в одном проценте случаев даже удачно. Но, видно, автору удачные моменты режут глаз, потому что он тут же спешит все испортить. Ну, вдруг кто что хорошее в его книге найдет.
- Настоящая свара ненавистных подонков, правда? Подумать только: сегодня тут блистает половина знати Ригуса. Я бы сказал, что им не хватает религиозного благочестия, но мне сдается, что это первосвященник уснул там, в чаше для пунша.
На самом деле первосвященник уснул не в чаше для пунша. Он уснул рядом с чашей для пунша, просто то, как о нем сказал я, звучало лучше.
Нельзя сказать, что у книги нет никакой атмосферы. Она есть, конечно: автор не стал брать всяких там мейнстримных ельфов или орков, он ограничился традиционным понятием слова «раса» - в повествовании присутствуют местные аналоги скандинавов, африканцев, китайцев... только все его представления (будто клише было недостаточно) - тяжеловесные, неграмотные стереотипы, смешанные в одну кучу. Те же узкоглазые киренцы, «еретики», по всем показателям менталитета китайцы, в чем убеждает и их организация, неиллюзорная параллель триаде, но их предводитель уже - квинтэссенция стереотипного образа японца, в сотне слоев грима, кимоно, с выкрашенными в черный зубами и поклоняющийся Небесному Императору.
Но поток сознания, ужасный авторский поток сознания не оставляет книге вообще никаких шансов на нормальную оценку. Эта восхитительная смена окружения, которое большую часть времени вообще не прописано, но при этом у нас вчера была погодка ничотак, сегодня что-то дождит и прохладно, завтра гг прыгнет в реку, пробьет тонкий ледик, легко поднимаемый его головой при попытках забрать воздуха, завтра персонажи будут строить снежные стены из внезапных гор того самого снега, а в на следующий день вообще будет Новый Год. О как.
Казалось бы, читаешь книгу, в которой не так интересен или слишком предсказуем основной сюжет - и начинаешь оценивать персонаж, его биографию и прошлое, мотивы, что заставило его докатиться до такой жизни... с гг Полански нельзя сделать даже этого. На протяжении повествования он умудряется находить все новые и новые связи и контакты, противореча своему раннему «мне не у кого спросить» и «в этом городе меня все ненавидят», то и дело вытаскивать тузы новые ниточки из рукава, и еще и постоянно отсылаться к внезапным моментам из его прошлого. Даже основная интрига касательно героя, причина, по которой из преуспевающего и самого успешного (его дедуктивный метод, острый, как подошва его ботинок, и гениальный, как трехбуквенная надпись на заборе, не устает нам это доказывать) сыщика он превратился в наркомана и торговца дурью, вообще не раскрывается - два или три раза нам покажут диалог вроде «о, гг, напомни-ка почему ты бандюган? - все из-за бабы!», но не больше. Кто эта женщина? Почему именно она? Что случилось? Ain't no one got time for that, как бы говорит нам господин Полански.
Завершает это божественное произведение кучка благодарностей автора людям, ему помогавшим. Можно много иронизировать над фразами вроде «спасибо мистеру N, что все-таки согласился почитать мою рукопись после того, как я об этом триста лет клянчил, хотя все сказали, что я написал хрень», но я уже устал ругаться. Напоследок скажу, что была там занятная благодарность паре ребят, которые отговорили его помещать в книгу «явно неуместную откровенную сексуальную сцену». Я тут же подумал, что, может, автор все только ради нее и писал. Представьте: текстовый нуарный прон в пафосном стиле описаний героя.
"«Блестящий дебютный роман с главным героем, которого не слишком мучают угрызения совести, когда он перерезает кому-нибудь горло»." - а с чего человеку (кстати он же человек?) страдающему запущенной формой воспаления мозга и как следствие даунизмом, мучаться по такой причине? У него...Эй! ЭЙ! Бабочка летит!!!!
"«Неужели настоящий маньяк главгероем, без соплей и стенаний?»" Размечталась))) Знаешь о чем я вспомнила? -
"Эм...Приве-е-ет... Я типичный шаблон мужчины от BioWare. Я нытик, параноик, не имею собственного мнения и всегда плетусь за тобой. Рядом со мной даже золушка смотрится брутальной. Я не имею обаяния или хотя бы реально полезных навыков. Я буду капать тебе на мозги своим нытьем, потом мы переспим от некуда деваться. А после запутаюсь в себе, обвиню во всем тебя и уйду хлопнув дверью!"
Я думаю, достижение "Старая дева" у нас разблокировано тут)
Кстати мне аж стало интересно про постельную сцену. Думаю гг был бы в сапогах, ремне и с зажженной сигарой. Мне аж стало интересно КОГО там он мог бы... Ну и постебаться над сценой ибо мужики не так часто пишут их хорошими, более того, чаще мужики супер-герои и все женщины просто счастливы после "такой ночи..."
Про отыгрыш ГГ женщины тоже прикалывает - нужно попробовать))))))))))))))
Кстати, сорри за непоследовательность, кто ему напоминал что он крутой бандюган, брутальный наркоман и тупо крут? Или как в голливудских мюзиклах - он шел по улице, прохожие резко сделали несколько па и начали петь ему об этом?
З.Ы. И кстати, если это дебют, откуда у его деньги на такую обложку?? Почему всякая дрянь вечно выглядит как бриллиант в коробочке((
потому что иначе ее никто не купит, ваш Кэп хдд
Касательно напоминаний - бордельная мамка Майри. например, со своим "ооо, такая персона ко мне зашла, ммм, в вашем изуродованном лице я сразу узнала того, кто перебил БАНДУ БЛЯТЬ БАНДИТОВ, возьмите меня прямотут". Или Йансей-Рифмач тоже "ты вечно в дерьме, ты делаешь то и то, а все виноваты, атата, какой ты плохой".
Но я бы не удивился, если бы они начинали и петь.
Слушай, как по-женски мило звучат упоминания о том, что он ни с того, ни с сего решил найти убийцу)) *шла за сумочкой, купила платье, туфли, лак* и то, что погода меняется сказочно. Хотя, может он писал ее подходами раз в неделю - тогда смены погоды можно описать тем, что он видел за окном))
На самом деле первосвященник уснул не в чаше для пунша. Он уснул рядом с чашей для пунша, просто то, как о нем сказал я, звучало лучше....
НА САМОМ ДЕЛЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИК УСНУЛ НЕ В ЧАШЕ ДЛЯ ПУНША. ОН УСНУЛ РЯДОМ С ЧАШЕЙ ДЛЯ ПУНША, ПРОСТО ТО, КАК О НЕМ СКАЗАЛ Я, ЗВУЧАЛО ЛУЧШЕ.
!!!
Бесы, вот где еще один кэп!
как по-женски мило звучат упоминания о том, что он ни с того, ни с сего решил найти убийцу
он вообще дядя какой-то непостоянный, непонятный. и эмоциями во все второны хлещет почище Карта Онаси. Проще говоря, как истеричная баба с пмс.
а) Брутальность (он же у нас как никак бывший АГент КАроны
б) Бабы (телки, шлюхи, - обязательно в большом количестве, даже если не по делу)
в) Выпивка ( Ну наверняка он был хоть где-то бухой!)
г) Лицо в штанах
д) Наркота.. (и много муки при съемках)
е) Бизес ( наркоту и толкает) Хотя всем известный принцип - не принимай, если толкаешь - здесь попран
ж) Секс - отсутствует. ПААААЧИМУ? Ответ - видимо решил не выпендриваться тем, в чем убог
о) Рок-н-Ролл - тоже отсутствует. Все, не мужик.
п) Брутальные средства перемещения. Были?
а) СуперМегаСпособности. Проснулись? Ну хоть в чем-то? Может он срать через рот научился?
!) Сила. Мужыыык без накачанных бицепсовтрицепсовипрочего не мужж..ладно, он заменил это наркотой
а) грубит, хамит, бьет себя кулаками в грудь, угрожает пафосными заученными фразами в духе плохой пародии на плохую пародию Макса Пейна. Брутаааааааааааааал.
б) шлюхи наличествуют, бабы наличествуют, но молчат. но этот фактор еще ничотак.
в) был бухой, бухал, отсылался к тому, что был бухой, шутил про то, что был бухой.
г) а то! постоянно говорил, что он урод, ибо у него на лице огромный штан и нос расплющен.
д) постоянно нюхает некую "амброзию", после которой у него "очищается в голове" ТМ
е) нарушает главное прааааавило!!! я вообще склоняюсь к мысли, что ничего не происходило. просто он выжрал все свои дилерские запасы сам и подыхает в приходе.
ж) секас был, секас ему сказали друзья вырезать! видно, и правда все так плохо было хддд
о) НИКАКОГО РОКНРОЛЛА!!! только мужик, который, по словам, на флейте и барабанах играет.
п) ммм...раз он весь такой брутал, его собственные ноги - достаточно брутальное средство перемещения? хддд
а) суперМегаСпособность вспоминать о том, что главный ведущий элемент сюжета работал последние пятьдесят страниц только на последней странице - оно? хд
!) он сиииииилен, он БАНДУ ПОЛОЖИЛ.
главный ведущий элемент сюжета работал последние пятьдесят страниц только на последней странице..!
главный ведущий элемент сюжета работал последние пятьдесят страниц только на последней странице!!
А повторишь это в 10 раз быстрее?))))))))))))))
а) угрожает пафосными заученными фразами в духе плохой пародии на плохую пародию Макса Пейна. Не Брутаааааааааааааал. Сейчас это называется "классика". Всему тебя учить
б) шлюхи наличествуют, бабы наличествуют, но молчат. но этот фактор еще ничотак. Пральна! Баба... она эта..*смаркнулась на пол и рыгнула* Должна не отсвечивать!
в) был бухой, бухал, отсылался к тому, что был бухой, шутил про то, что был бухой. *зеленая зелень зеленела зеленцой*
г) ну если штан и нос, то дааа, никаких претензий)
д) постоянно нюхает некую "амброзию", после которой у него "очищается в голове" хм. полезная штука. слышь чё, есть нюхнуть?
е) это его больная фатазия
ж) секас был Здравствуйте, я секс! Будем считать, что я был.
о) на флейте и барабанах может еще скрипка и саксафон появятся? В таком случае я точно не удивлюсь - явно хорошее воспитание, родители в музыкалку водили с яслей..
п) хмммм.... зачтём)
а) его супер способность ест мой мозг хд
!) С учетом того "амброзии" и ломки...логически рассуждая, думаю это пьяный бред, в следствие злоупотребления печеньками
а) это никогда, никогда не будет называться классикой! это называется "я нахуй писать не умею вообще и у меня нет вкуса" хд
б)) еще яйца почеши хд
д) носки?
ж) но я был так плох, что все сказали меня вырезать.
о) нет, максимум на нервах тебе будет играть хд
!) а все ему из солидарности правду не говорят? хддд "слышь, может, скажем ему, что ему привиделось это все?" - "тышто, смотри какой пафосный ходит. скажешь ему - над кем ржать будем"?
бд) И почешу ХДД и смачно рыгать научусь) и после всего этого, занюхаю кошкой! Носки это совсем уж для эльфов 80-го уровня
!) Хаххахах))) Точно!
Кстати чем там хоть все закончилось? А то за сиим блистательным слогом я забыла о таком важном вопросе))
- Значит, ни у кого из нас нет надежды?
- Ни у одного.
- Вы бессердечный человек.
- Я живу в бессердечном, холодном мире. Я просто приспособился к его температуре.
Блин, пока листала вниз, поймала взглядом этот диалог и сползла в гомерическом хохоте
да, это мой фаворит. просто вкусняшка хддд
^^ надо было предложить ему плед, или через костер, как Снегурочке, прыгуть...
теплый клетчатый плед, кофий, тонкие сигареты и думает обней. может, так мы бы хоть больше о его дырчатой биографии узнали.